О КУКЛАХ Археологи считают, что куклы появились более 30 тыс. лет назад. Их делали из мамонтовой кости и уже тогда использовали в ритуалах. Возможно, все дело в привычке полагаться на мир духов, но и сегодня куклы воспринимаются как телефон для связи с потусторонними силами или, как минимум, с собственным альтер эго.
Самые первые куклы (наверное, еще на заре человечества) делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.
Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет.
Такими куклами не играли. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы. В большинстве случаев кукла - это образ женщины, богини и поэтому прямую связь с ней имела, конечно же, женщина. Но и мужчины тоже "имели честь" пользоваться силой куклы. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге. У каждой хозяйки в доме в "красном углу" (так назывался угол, в котором стояла икона и другие святые и обережные вещи) была куколка, и когда в семье были ссоры, то, оставшись одна, женщина открывала окна и будто маленьким веником - куклой "выметала сор из избы". Это не материальный мусор, а сор, из-за которого ссоры в доме. У каждого новорожденного дитя была в колыбельке яркая куколка, охраняющая младенца от "дурного глаза". Но были и просто обыкновенные игровые куклы, с которыми играли дети.
От полена до Голема
Простейшей куклой, предназначенной для игры, у всех народов было полено, укутанное в лоскутки ткани. Иногда из полена вырезали фигурку куклы. Не менее часто дети играли «стригушкой» - ее сплетали из травы. Еще была «вепсская кукла». Она сворачивалась из старых вещей матери без помощи ножниц и иглы, чтобы жизнь ребенка была «нерезаная» и «неколотая». Ее еще до рождения малютки клали в колыбельку, а после рождения вешали над ней, чтобы защитить от порчи. Когда ребенок подрастал, он с ней играл. Замечательно то, что лицо куклы всегда обозначали формально. Считалось, что в куклу с глазами может вселиться злой дух.
И все же лицо у кукол появилось. В XVI в. католики занялись визуализацией святого писания, а в 1672 г. создали первую художественную куклу из папье-маше - куклу-монахиню, тиражом 12 экземпляров.
Мистическая составляющая кукольной жизни стала особенно популярна в эру алхимиков и ученых. Идея создания искусственного человека, «Голема», не давала им покоя. В XVIII в. они научились делать кукольные копии людей. Так появился «Игрок на флейте» Жака Вокансона, который умел играть 12 мелодий, и чьи руки, рот, губы и язык двигались, как у живого человека. Работам над подобными механизмами покровительствовали короли, правительство окружало их тайной, а массоны питали в связи с ними особые надежды.
Российская история в кукольном масштабе
Россия долго была лишена кукольного изыска - вплоть до XVIII в., пока в страну не стали завозить фарфоровые диковинки из Европы. Эти куклы были настолько дорогими, что детям из царской семьи они попадали в руки только по праздникам. Будущие великие книгини мастерили игрушки сами: пришивали заграничные фарфоровые головки к мягким самодельным нарядам.
Первые русские фабричные куклы напоминали бабу на чайник с фарфоровыми кренделями прически. Но в XIX в. открылся Императорский завод Журавлева и Кочеткова, и вопросами эстэтизации кукол занялись художники - Рерих, Малявин, Поленов, Билибин и др. Кукольное дело пользовалось уважением. Императрица Александра Федоровна воспитывала детей, уча их жизни в «кукольном масштабе»: кукольная мебель из слоновой кости, кукольные платья по парижской моде, детская типография, музыкальные инструменты.
Потом - революция, и куклу объявили буржуазным пережитком. В годы нэпа игрушки изготавливали в артелях, но в 30-е гг. кустарное производство сошло на нет. Кукольные фабрики зациклили на целлулоидных пупсов, пока в 1948 г. не был объявлен конкурс на новые образцы игрушек. Артель имени 8 марта подготовила серию, в которой куклы имели не имена, а специализацию: «Физкультурница», «Суворовец», «Врач», «Школьница» и т.п. Именно их и отдали в тираж.
Постепенно советская кукла потеряла «идейную» составляющую и в 80-е гг. снова стала копией зарубежных кукол: пухлые виниловые щечки, стеклянные глазки, которые закатываются при каждом поклоне, и традиционное «мама», издаваемое кукольной утробой при нажатии.