ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЛОЕВ В АНИМАЦИИ Рассмотрим четыре варианта применения механизма слоев при создании фильма:
использование слоев для создания фонового изображения;
использование ведущего слоя для управления движением объекта;
использование слоя-маски для управления видимостью маскированных слоев;
включение в сцену нескольких анимированных объектов.
Создание фона
Под фоном мы в данном случае понимаем статичные изображения, «декорации», которые не изменяются в процессе фильма. Фон может быть расположен как позади (с точки зрения наблюдателя), так и перед анимированным объектом. Простейший пример — использование в качестве фона циферблата часов, поверх которого перемещаются стрелки.
Процедуру создания фона рассмотрим на примере шарика. Предположим, что, прежде чем упасть, он прокатывается по столу (не по столу Flash, а по кухонному), на котором находятся какие-либо предметы. Шар прокатывается между ними таким образом, что одни оказываются с точки зрения наблюдателя за шаром, другие -- перед ним.
Пример использования фонового слоя
Кадры фильма, использующего фон
В качестве основы для построения фильма используем «мультик». Чтобы добавить к нему требуемый фон, следует выполнить следующие действия:
Щелкните правой кнопкой мыши на имени слоя Layer 1 и выберите в контекстном меню команду Insert Layer; в результате в список будет добавлен слой с именем Layer 2, расположенный над слоем Layer 1 и в списке, и на столе Flash.
Нарисуйте в новом слое изображение стола и стоящего на нем предмета; чтобы шар перемещался точно по поверхности стола, воспользуйтесь кнопкой Onion Skin; обратите внимание, что после того, как вы что-нибудь нарисуете в слое Layer 2, на его временной диаграмме появится последовательность простых кадров, равная по длине созданной ранее анимации.
Чтобы стоящий на столе предмет оказался за катящимся шаром, а правая ножка стола — за его осколком, необходимо поменять местами в списке слои Layer 2 и Layer 1; для этого достаточно перетащить мышью любой из них на место другого.
Чтобы добавить еще один слой, на котором будет изображен предмет, заслоняющий шар, повторите шаги 1 и 2.
Временная диаграмма фильма с двумя фоновыми слоями
Совет
Поскольку изображение, созданное на фоновом слое, должно быть видимым на всем протяжении анимации, удобнее сначала создать анимацию, а затем добавить в фильм фоновый слой. Если вы хотите предварительно «набросать» фон, то сделайте это на другом столе (например, создав дополнительный FLA-файл), а затем скопируйте нужный кадр в основной фильм.
Разумеется, «фоновый» слой ничем не отличается от любого другого, и если, например, вы захотите сделать фон подвижным, то вполне можете анимировать тот или иной объект фонового слоя.
Управление движением объекта
Во Flash существует понятие «ведущего слоя» — Guide Layer. При выборе этого термина разработчики Flash воспользовались своеобразной игрой слов английского языка. Дело в том, что ведущий слой имеет два предназначения:
во-первых, вы можете поместить на него какие-либо комментарии (даже с иллюстрациями), которые видны только в режиме редактирования фильма, но не экспортируются в формат SWF; в этом смысле слово Guide можно перевести как «руководство», «инструкция»;
во-вторых, с помощью ведущего слоя можно управлять траекторией перемещения объекта, анимированного с помощью tweened-анимации движения.
Чтобы создать слой-инструкцию, необходимо:
В списке слоев на панели временной диаграммы щелкнуть правой кнопкой мыши на любом слое и в контекстном меню выбрать команду Insert Layer.
Щелкнуть правой кнопкой мыши на вновь созданном слое и в контекстном меню выбрать пункт Guide.
В результате в списке слоев возле имени слоя появится значок в виде молоточка. Он говорит о том, что содержимое данного слоя предназначено исключительно для разработчиков, но не для конечных пользователей («зрителей»).
пример слоя-инструкции
Как было сказано выше, второй тип ведущего слоя — это слой, описывающий траекторию, по которой движется объект. Особенность такого применения ведущего слоя состоит в том, что предварительно требуется создать tweened-анимацию прямолинейного движения объекта.
Чтобы заставить двигаться объект по произвольной траектории, необходимо выполнить следующие действия:
Щелкнуть правой кнопкой на имени слоя, содержащего анимированный объект.
Выбрать в контекстном меню команду Add Motion Guide (Добавить слой, управляющий движением); в результате в списке слоев появится ведущий слой, помеченный специальным значком, а имя слоя с анимацией сдвинется вправо — это признак того, что он является ведомым слоем. См. рис.
Применение ведущего слоя для управления движением объекта
Щелкните на имени ведущего слоя, чтобы сделать его активным.
С помощью любого инструмента рисования (Pen, Pencil, Oval, Brush, Rectangle) изобразите траекторию движения объекта.
Щелкните левой кнопкой мыши в ячейке первого кадра анимации и в панели инспектора свойств кадра установите один из двух флажков:
Orient to Path (Ориентировать по маршруту), если вы хотите, чтобы по нарисованному вами маршруту была сориентирована ось симметрии объекта;
Snap (Привязать), если требуется привязать к траектории, точку трансформации или точку регистрации объекта. После установки любого из флажков Flash автоматически позиционирует объект в кадре требуемым образом.
Щелкните левой кнопкой мыши в ячейке последнего кадра анимации и в панели инспектора свойств кадра установите тот же флажок, что и для первого кадра.
Снимите выделение с анимированного объекта и воспроизведите фильм.