Приветствую Вас Гость | RSS Главная | Андрей Тарковский - Форум | Регистрация | Вход
Написать администрации: [masterclub.admin@gmail.com] Последние сообщения · Одноклубники · Правила форума · Поиск · RSS
  • Страница 1 из 1
  • 1
Андрей Тарковский
rootДата: Пятница, 26.12.2008, 21:24 | Сообщение # 1
Адепт

Клубчанин
Репутация: 9
Сообщений: 115

Биография

Родился в селе Завражье Ивановской обл. в семье поэта Арсения Тарковского. Детство провел в городе Юрьевце, где сейчас открыт дом-музей Тарковского.

В 1960 году окончил ВГИК (мастерская М. И. Ромма). Народный артист РСФСР (1980). С 1982 года вынужден[источник?] был работать за рубежом. В 1984 году, после съёмок фильма «Ностальгия» в Италии, решил не возвращаться в СССР. После этого Тарковский снял только один фильм — «Жертвоприношение» (снят в Швеции, совместная продукция европейских стран).

Тарковский умер от рака лёгких в Париже в возрасте 54 лет в 1986 году. Награждён Ленинской премией (1990, посмертно).

В 1989 году был организован Фонд Андрея Тарковского, который проводит фестивали и выставки, посвящённые творчеству режиссёра, ведёт архивную работу. С 1993 года в рамках Московского международного кинофестиваля присуждается премия имени Тарковского «лучшему фильму конкурсной или внеконкурсной программы».

Детство и юность

Родился 4 апреля 1932 в селе Завражье, Юрьевецкого района, Ивановской области, на Волге, в литературной семье. Отец, Арсений Александрович Тарковский — поэт и переводчик, уроженец Кировограда, Украина, происходил из древнего шляхетского украинского рода. Мать, Мария Ивановна Вишнякова, закончила Литературный Институт в Москве. Литературные труды Марии Ивановны были любимы[источник?] друзьями — её даже в шутку называли «Толстой в юбке». Несмотря на это, она уничтожила свою прозу и поэзию (как она напишет позднее в своих дневниках) по причине «отсутствия таланта».

В 1937 году Арсений Александрович оставляет семью, а в 1941 году уходит добровольцем на фронт, где после ранения теряет ногу. Мария Ивановна устраивается корректором в Первую Образцовую типографию в Москве, где она проработает до пенсии.

В 1939 году Андрей поступает в московскую школу № 554, но война снова приводит его в места раннего детства. Мать увозит Андрея и его младшую сестру в эвакуацию в Юрьевец, к родным. «Это было тяжёлое время. Мне всегда не хватало отца. Когда отец ушел из нашей семьи, мне было три года. Жизнь была необычно трудной во всех смыслах. И все-таки я много получил в жизни. Всем лучшим, что я имею в жизни, тем, что я стал режиссёром, — всем этим я обязан матери», — вспоминает Тарковский. Мария Ивановна по льду ходила за реку, таскала картошку из дальних деревень.

Уже в 1943 году Тарковские возвращаются в Москву, а Андрей — в свою старую школу, где он учится в одном классе с Андреем Вознесенским. Детские годы Андрей проводит с бабушкой, мамой и сестрой в деревянном доме на улочке Щипок в Замоскворечье. И хотя жизнь свою Андрей прожил в основном в Москве, образом о́тчего дома остался для него дом его детства в Юрьевце, где сейчас открыт дом-музей Тарковского. Таким и предстанет он более чем сорок лет спустя в фильме «Зеркало», где будут отражены многие впечатления детства — уход отца, трудности быта, эвакуация, школа, образ матери с двумя детьми на руках.

Школьный аттестат Андрея Тарковского, хранящийся в архиве ВГИК, не обнаруживает следов прилежания или увлечения ни по одной из дисциплин — говорит, скорее об отсутствии интереса к естественным наукам и о сносных знаниях в гуманитарных. Воспитание Андрея было традиционно художественным. Семи лет его отдали в районную музыкальную школу (по классу фортепиано), а в седьмом классе он поступил в художественную школу имени 1905 года, где занимался рисованием.

В 1951—1952 годах Тарковский учится на арабском отделении Московского института востоковедения, и он, наверное, мог бы окончить бы его благополучно, если бы не сотрясение мозга, полученное на занятиях по физкультуре. «Во время обучения я часто думал о том, что несколько поспешно сделал выбор профессии,— пишет Андрей в своей автобиографии, поданной во ВГИК, — я недостаточно знал ещё жизнь».

Не закончив курса, он устраивается в ВНИИ цветных металлов и золота, а в мае 1953 года — коллектором в научно-исследовательскую экспедицию института Нигризолото в далёкий Туруханский район Красноярского края. Там он проработал почти год на реке Курейке, прошёл пешком сотни километров по тайге и сделал альбом зарисовок, который был сдан в архив Нигризолота. «В свое время я пережил очень трудный момент, — вспоминает он. — В общем, я попал в дурную компанию, будучи молодым. Мать меня спасла очень странным образом — она устроила меня в геологическую партию. Я работал там коллектором, почти рабочим, в тайге, в Сибири. И это осталось самым лучшим воспоминанием в моей жизни. Мне было тогда 20 лет…»

«Всё это укрепило меня в решении стать кинорежиссёром»,— напишет он неожиданно в той же автобиографии. Однако, как раз экзотический год жизни — впечатления тайги, экспедиции и связанной с ними романтики — прямого отражения в его режиссёрском творчестве, если не считать учебных работ во ВГИКе, не нашёл.

ВГИК

По возвращении из экспедиции, в 1954 году, в возрасте двадцати двух лет Тарковский подает документы во ВГИК и успешно поступает на режиссёрское отделение (учитель Михаил Ильич Ромм). «Выбор этот был скорее случайным, чем осознанным», — неоднократно повторит Тарковский в более позднем возрасте. Однако, уже начав учёбу, Тарковский увлекается молодой формой искусства.

Годы учёбы и раннего творчества Тарковского совпадают с хрущёвским периодом обновления в искусстве. Ещё незадолго до того факультет кинорежиссуры не сулил больших возможностей[источник?] — годовая продукция кино была мала, и фильмов хватало разве что маститым режиссёрам. В 1953 году было принято решение об увеличении производства фильмов. В 1954 году, когда Тарковский подал заявление во ВГИК, кинопродукция достигла 45 фильмов в год, а в 1955 году их стало уже 66.[источник?] Но кроме быстрого количественного роста фильмов — а значит, и возможностей — существенную роль в становлении Тарковского сыграло то обстоятельство, что незадолго до него в институт пришло военное поколение. Оно-то и создало феномен «школы ВГИК». Люди ещё молодые, но уже воевавшие, обладавшие опытом жизни и осознанным стремлением выплеснуть его в искусстве, пришли в поэзию, литературу, театр и кино. Именно им предстояло на рубеже пятидесятых-шестидесятых годов обновить темы и средства выразительности, круг жизненных наблюдений искусства и представление о герое. В 1956 году дебютировала целая плеяда молодых режиссёров, сценаристов, операторов, актёров. Всего за два года — 1955—1956 — молодые режиссеры сделали около 50 фильмов.

В 1956 году наступает период «оттепели», начало которого ознаменовало разоблачение культа личности Сталина на ХХ съезде КПСС. Веяние этой «оттепели» принесло в среду молодёжи западную литературу и музыку, зарубежный авторский кинематограф, итальянский неореализм и французскую «новую волну». Тарковский, вместе со своим другом и соавтором Андреем Кончаловским ездят в архив Госфильмофонда в Белых Столбах, где они смотрят фильмы Куросавы, Бунюэля, Бергмана, Брессона, Мидзогути. Термин «оте́р» (от французского auteur), уже принятый западной кинокритикой, обозначающий единого автора картины, создателя слова и образа, под контролем которого находятся все аспекты кинопродукции, от сценария до монтажа — усваивается Тарковским как необходимое условие творчества.

Главным педагогом и наставником Тарковского в годы его учебы становится Михаил Ромм, воспитавший многих кинорежиссёров. Будучи режиссёром повествовательным и жанровым, в значительной мере воплощающим для своих студентов кинематограф соцреализма тридцатых годов, который многие из них отрицали и критически переосмыслили, Ромм был учителем, развивавшим в своих учениках творческую индивидуальность и верность своей правде. Он давал им взаймы деньги, выручал их в случае неприятностей, покровительствовал им на киностудиях, защищал их работы, порой опровергавшие его собственные.

Первая режиссёрская курсовая работа Тарковского — короткометражный фильм «Убийцы» был поставлен осенью 1956 года совместно с Александром Гордоном и Марикой Бейку по рассказу Хемингуэя. Эта работа получила высокую оценку Ромма. За ней последовал среднеметражный фильм «Сегодня увольнения не будет» (1957) и «Концентрат» (1958), отразивший опыт работы Тарковского в геологической партии, визуально насыщенный сценарный этюд, сохранившийся только на бумаге.

На третьем курсе Тарковский встречает в монтажной Андрея Кончаловского, в то время первокурсника режиссёрского отделения. С этого момента начинается их творческая дружба и соавторство. Они обнаруживают много общего во взглядах на кинематограф, им нравятся одни и те же режиссёры — Довженко, Бунюэль, Куросава. «Мы с Тарковским росли под знаком отрицания много­го из того, что было в кинематографе», — вспоминает Кончаловский — «Нам казалось, что мы знаем, как делать настоящее кино. Главная правда — в фактуре, чтобы было видно, что все подлинное — камень, песок, пот, трещины в стене. Не должно быть грима, штукатурки, скрывающей живую фактуру кожи. Костюмы должны быть неглаженые, нестиранные. Мы не при­знавали голливудскую или, что было для нас то же, ста­линскую эстетику. Ощущение было, что мир лежит у на­ших ног, нет преград, которые нам не под силу одолеть»[1]. Вместе они пишут сценарий «Антарктида — далёкая страна» (1959), отрывки из которого публикует «Московский комсомолец». Тарковский пытается предложить сценарий к постановке на «Ленфильме», но получает отказ. После этого они работают над сценарием «Каток и скрипка» (1960) и успешно продают его только что созданному объединению «Юность» на «Мосфильме». Детский сентиментальный сюжет этого сценария рассказывает о короткой дружбе мальчика, играющего на скрипке, и водителя катка.

Тарковский получает разрешение поставить «Каток и скрипку» в качестве дипломной работы. Он предлагает молодому оператору Вадиму Юсову снять для него эту короткометражную картину. Концепция картины сформировалась под воздействием увлечения Тарковского и Кончаловского фильмами французского режиссёра Альбера Ламорис, в частности, его короткометражным фильмом «Красный шар», завоевавшим в 1956 году Гран-при на Каннском кинофестивале и Оскара. Эта первая совместная работа Тарковского и Юсова, отмеченная раскрепощённостью камеры и цветовой выразительностью, принесёт Тарковскому первый приз на фестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке в 1961 году.

В 1960 году Тарковский заканчивает ВГИК с отличием и получает диплом № 756038.

Краткая и полная фильмография

Режиссёр:

1. «Убийцы» — курсовая работа совместно с А. Гордоном и М. Бейку
2. «Сегодня увольнения не будет» — курсовая работа с А. Гордоном
3. «Каток и скрипка» — дипломная работа
4. «Иваново детство»
5. «Андрей Рублёв»
6. «Солярис»
7. «Зеркало»
8. «Сталкер»
9. «Время путешествия» — документальный фильм, снят в Италии, совместно с Т. Гуэррой
10. «Ностальгия» — снят в Италии
11. «Жертвоприношение» — снят в Швеции
12. «Борис Годунов» — телеверсия оперного спектакля

Сценарист:

1. «Убийцы»
2. «Сегодня увольнения не будет»
3. «Каток и Скрипка»
4. «Иваново детство» — в титрах не указан
5. «Сергей Лазо» — в титрах не указан
6. Один шанс из тысячи — в титрах не указан
7. «Андрей Рублёв»
8. «Солярис»
9. «Зеркало»
10. «Сталкер» — в титрах не указан
11. «Время путешествия»
12. «Ностальгия»
13. Берегись! Змей!
14. «Жертвоприношение»

Актёр:

1. «Убийцы» — Второй посетитель
2. Мне двадцать лет («Застава Ильича») — Гость на дне рождения с тостом про репу
3. «Сергей Лазо» — Офицер-белогвардеец Бочкарёв (в титрах не указан)

Остальное:

1. «Терпкий виноград» — художественный руководитель
2. «Сергей Лазо» — монтажёр (не указан в титрах)
3. Один шанс из тысячи — художественный руководитель
4. «Сталкер» — художник-постановщик
5. «Жертвоприношение» — монтажёр

 
Награды: 0
МаргоДата: Пятница, 26.12.2008, 22:20 | Сообщение # 2
Мастер

Админ
Репутация: 543
Сообщений: 4822
Тарковский один из моих любимых режиссеров.И это не для красного словца, мол нате вам смотрите, какая я умная 4 Не все его работы я одинаково воспринимаю... но так и должно быть. Мне очень нравится его Рублев и Зеркало. Считаю их самыми удачными его работами... для себя лично. Его фильмы, как хорошие книги, каждый пересмотр и перепрочтение открывают что-то новое. И его ансамбль актеров мне очень импонирует. Вообще тема это глубокая, спасибо что открыл ее. с удовольствием пообщалась бы на эту тему не сама с собой, а с ценителями этого замечательного режиссера и человека.
 
Награды: 1
rootДата: Суббота, 27.12.2008, 23:19 | Сообщение # 3
Адепт

Клубчанин
Репутация: 9
Сообщений: 115
Очень много нахожу в Сталкере - его могу смотреть сотни раз.
 
Награды: 0
northern-lightsДата: Среда, 30.09.2009, 13:06 | Сообщение # 4
Умелец

Клубчанин
Репутация: 134
Сообщений: 657
"Сталкер" это отдельная тема 4
поскольку он родом из Ивановской обл., у нас проходит кинофестиваль Зеркало, нас заставили смотреть этот фильм в небольшом кинотеатре музея, фильм очень долгий и затянутый, не все выдержали)))


Звания и титулы:
Мастер портрета
Мастер макро

 
Награды: 2
АриаднаДата: Среда, 30.09.2009, 13:10 | Сообщение # 5
Наставник

Клубчанин
Репутация: 520
Сообщений: 4999
northern-lights, ты о фильме "Сталкер" или о "Зеркале"? Это я для уточнения, о чём поговорить. 4


Звания и титулы:
 
Награды: 10
northern-lightsДата: Среда, 30.09.2009, 13:13 | Сообщение # 6
Умелец

Клубчанин
Репутация: 134
Сообщений: 657
о "Сталкере"

Звания и титулы:
Мастер портрета
Мастер макро

 
Награды: 2
АриаднаДата: Среда, 30.09.2009, 13:24 | Сообщение # 7
Наставник

Клубчанин
Репутация: 520
Сообщений: 4999
Я "Сталкера" смотрела дважды. Но я ярая поклонница Стругацких, я считаю их настолько социальными фантастами, что все экранизации, а тем паче компьютерные игры, принимаю с очень большим скепсисом. Стругацких нужно читать, но именно "Сталкер" Тарковского не вызывает у меня отторжения. Возможно потому, что он смог передать именно атмосферу Зоны, а уж Рэдрика Шухарта я иначе, как в образе Кайдановского, и не представляю. Но могу понять тех, кто фильм не понял. Это, по большей части, люди молодые. Им социальность Стругацких и самого Тарковского понять трудно, они уже из другого времени. А вот "Обитаемый остров" Бондарчука - дело другое. 15


Звания и титулы:


Сообщение отредактировал Ариадна - Среда, 30.09.2009, 13:25
 
Награды: 10
northern-lightsДата: Суббота, 03.10.2009, 14:56 | Сообщение # 8
Умелец

Клубчанин
Репутация: 134
Сообщений: 657
вот фотография, мы готовили, незнаю, как даже назвать, пусть будет стенд, к фестивалю Тарковского "Зеркало", этод стенд надо было сделать в кратчайшие сроки, он был очень длинный, мы практически жили в училище))



Звания и титулы:
Мастер портрета
Мастер макро

 
Награды: 2
МаргоДата: Суббота, 03.10.2009, 19:25 | Сообщение # 9
Мастер

Админ
Репутация: 543
Сообщений: 4822
Интересно и какого рода фильмы показывали на этом фестивале? И по какому принципу туда картины отбирают? 15
 
Награды: 1
northern-lightsДата: Суббота, 03.10.2009, 19:33 | Сообщение # 10
Умелец

Клубчанин
Репутация: 134
Сообщений: 657
там нет отбора, просто каждый год по несколько фильмов!
и картины туда не выставляются 4


Звания и титулы:
Мастер портрета
Мастер макро

 
Награды: 2
МаргоДата: Суббота, 03.10.2009, 21:30 | Сообщение # 11
Мастер

Админ
Репутация: 543
Сообщений: 4822
Quote (northern-lights)
и картины туда не выставляются

Картины - это я фильмы имела в виду, игра слов 4

А кому нибудь его Рублев пришелся по душе? 15

 
Награды: 1
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Посетители дня
Посетители:
Последние сообщения · Одноклубники · Правила форума · Поиск · RSS
Приветствую Вас Гость | RSS Главная | Андрей Тарковский - Форум | Регистрация | Вход
Сайт управляется системой uCoz
Раскрутка сайтов