Совпадение точки зрения с точкой схода приводит к интересному эффекту: точка схода становится центром внимания зрителя. Линии перспективы направляют взгляд зрителя к центру внимания картины.
Гюстав Кайботт (1848-1894) «Парижская улица : дождливый день» На этой знаменитой картине точки схода наклонной перспективы находятся в стороне от очевидного центра внимания (двух фигур на переднем плане), что создает ощущение простора.
Интуитивная перспектива
При изображении небольших предметов нет необходимости использовать ни линейную ни наклонную перспективу, потому что такие предметы не обладают большой глубиной. Их можно представить в блокирующий параллелограмм. С увеличением размера изображаемого предмета его глубина становится достаточной для применения перспективы.
Затенение
Применяется во всех художественных техниках, оно является основой построения формы. Благодаря этому приему рисунок выглядит объемным и рельефным. С помощью штриховки художник конструирует форму, распределяя интенсивность света и тени.
Тона, или валеры
Валеры в рисовании – это тончайшие градации тона, позволяющие осветлять или затемнять изображаемый объект. При работе с белым и черным этот цвет – серый, и разные оттенки серого. В других техниках крайние степени Валера – белый (цвет бумаги) и максимально возможный темный тон материала, который используется в работе.
Светотень
Свет и тень рисунка – это его валер: самому светлому валеру соответствует свет, а самому темному – тень. Переход от света к тени и изменение валера воспроизводит объект. Контур затененного рисунка является границей между светлым и темным валерами, без промежутков между ними.
Лучшей иллюстрацией использования валеров, моделирования и затенения в рисунке карандашом является работа с простыми формами: цилиндром,
сферой,
пирамидой
и их комбинациями.
Навыки затенения простых форм позволяют правильно затенять какие угодно объекты.
Изменяя нажим на карандаш, можно создавать прогрессивную градацию тонов без применения видимых штрихов. Градации тона углем выполняются очень просто: для этого достаточно прижать угольный стержень боковой поверхностью к бумаге и, ослабляя или усиливая нажим, провести линию.
Овладев базовыми навыками рисунка, важно делать уроки каждый день, делая наброски с натуры, выполняя штриховку и проверяя глазомер. Пробуйте, экспериментируйте и помните: в искусстве практически не бывает ограничений, рисуя каждый день, вы рано или поздно отыщите свой стиль и направление.
Упражнения- Карандаш
Удачи!
Урок подготовлен по материалам книги Н.Г. Ли"Основы учебного академического рисунка"