Рисунок гелевой ручкой и акварелью. Массандровский дворец. Подготовительный рисунок гелевой ручкой
Начало рисования деталей здания
Первый этап выполнения пейзажа в технике рисования ручкой с последующей подкраской акварелью - подготовительный рисунок ручкой.
Для работы понадобятся гелевые ручки черного цвета. Лучше одинаковые (в процессе рассказа станет ясно, почему). На описываемый здесь лист формата А3 может потребоваться примерно полторы гелевых ручки довольно высокого качества.
Для рисования гелевой ручкой нужен плотный, хорошо проклеенный ватман. Рисовать ручкой лучше по чистой бумаге, используя акварель уже после окончания рисунка. Карандаш использовать также нежелательно, так как он испортит белую бумагу и забьет пишущий узел ручки. Если всё же хочется сделать подготовительный рисунок карандашом - возьмите хороший твердый карандаш 2H и ни в коем случае не пользуйтесь ластиком. Теоретически похожим манером можно рисовать водостойкой тушью. Тот, кто чертил тушью, знает, что никакие исправления в карандаш вносить нельзя, а стирать его следует после высыхания туши. Поведение водостойкой туши довольно-таки схоже с поведением чернил гелевой ручки. В нашем случае подразумевается отмывка акварелью, и ластик запрещен абсолютно.
В свете вышесказанного рисуем быстрый набросок пропорций здания. Неверные линии будут невидимы под плотным рисунком архитектурных деталей, сделанным на последующих этапах. Прямые линии, если Вы еще не можете их провести без линейки, тоже необязательны.
Продолжение рисования деталей здания
На втором этапе тщательно, но быстро отрисовываем архитектурные детали. Поскольку все делается одним черным цветом, то мы можем управлять лишь интенсивностью штриховки. Штриховка используется для накладывания теней. Тени впоследствии можно будет усилить или подцветить акварелью, но рисунок ручкой должен быть законченным сам по себе.
Достоинством данной техники рисования является возможность делать в работе перерывы в любой момент. Я рисовал по фотографии. При рисовании с натуры пришлось бы провести на месте довольно много времени. Альтернативой является рисование с натуры общих контуров здания и самых интересных архитектурных деталей, а кирпичи, черепицу и скамейки можно спокойно дорисовать дома.
Тонкости штриховки ручкой
Штриховку рекомендуется наносить после рисования таких деталей, как окна, карнизы и кирпичи. На увеличенном рисунке видны сильно затененные области, например на круглой башне в центре. Они практически полностью заштрихованы, но тем не менее, не следует допускать многослойного наложения чернил гелевой ручки, так как они не смогут хорошо просохнуть и будут впоследствии частично смыты водой.
Кроме теней, штриховку можно осторожно использовать для выделения контуров некоторых деталей, преимущественно светлых. Этот эффект заметен на кирпичах в левой трети увеличенного рисунка.
На увеличенном фрагменте хорошо видно разницу в цвете чернил. При том что на бумаге они выглядят сравнительно похожими, на фотографии разница более существенна, и обусловлена она разной консистенцией и пигментацией чернил в ручках разных марок
Завершение рисования деталей здания
Перспектива и домысливание деталей
Несмотря на фронтальную композицию, изображаемое здание сравнительно велико, и на крайней башне справа проявляется перспектива таких деталей, как карнизы и коньки крыши.
Так получилось, что фотография, с которой был нарисован дворец, не вместила верхнюю часть крыши и ее пришлось изобретать. Без хорошего бэкграунда в области исторической архитектуры этого, честно говоря, лучше не делать. Вот и в нашем случае настоящие крыши и печные трубы существенно разнообразнее и интереснее в деталях, чем на рисунке. Если бы это был рисунок с натуры, то какие-то интересные фрагменты могли бы гарантированно войти в композицию.
На завершающем этапе рисования здания следует аккуратно относиться к теням. Сделайте их такой интенсивности, чтобы здание выглядело цельным объемным, не разваливающимся на части объектом.
Завершение рисования гелевой ручкой
Итак, здание полностью готово. Местами неаккуратно, местами косовато, но в целом готово.
Имеет смысл подробно проработать находящиеся рядом со зданием кусты, баллюстрады лестниц, небольшие деревья, вазы, бордюры и ступеньки. Это покажет связь здания с землей, его основательность и создаст впечатление древности.
Задний план достаточно наметить быстрыми контурными штрихами. Слева от здания виден слегка заштрихованный силуэт горы, справа - контур облака и деревья. Деревья заштрихованы так, чтобы показать объем.
Передний план не следует насыщать деталями, но только потому, что траву на газонах мы намерены показать цветной акварелью. Иначе пришлось бы передавать фактуру травы или песка гелевой ручкой, а это нетривиальная задача. Но скамейки, мусорные урны, деревья и розовые кусты хорошо нарисовать подробнее и ярче, если только это слово применимо к черной гелевой ручке. Это поможет показать место основного объекта - дворца - в пейзаже парка.
Отмывка переднего и дальнего плана акварелью
На следующей стадии ручка больше не потребуется. Можно расписаться, проставить дату, свежим взглядом посмотреть на рисунок и подумать, а стоит ли его раскрашивать. Может быть, в текущем виде он производит впечатление завершенного?..
С дальним планом все было бы просто, если бы не недостаточно просохшие чернила гелевой ручки, использованной для левой по отношению к зрителю половины дворца. Из-за опасности затемнить небо рисовать акварелью приходится очень быстро, но при этом использовать много воды нельзя. Вода нужна, чтобы обеспечить равномерный переход цвета от насыщенного вверху к разбеленному на горизонте. В данном случае это удается не в полной мере.
С другой стороны, небо и передний план - всего лишь фон для рисунка здания, и придавать им большое значение не стоит. Нужно только заранее выбрать неизбитое сочетание цветов. Хотя что здесь выбирать? Небо голубое, трава зеленая, тени в листве деревьев грязно-зеленые, на листьях желательно добавить ярко-желтого.
На увеличенном фрагменте видно, что здание мы до сих пор не трогали и не раскрашивали (живописью процесс отмывки назвать язык не поворачивается). На этом этапе вместе с деревьями парка, тем же ярко-зеленым цветом изобразим кусты, лианы и цветы в вазах. С такого расстояния детали не видны.
Дорожки на переднем плане нельзя оставлять белыми. В натуре они посыпаны светло-красным песком. Мы же закрасим дорожки сильно приглушенными оттенками коричневого и зеленого, потому что это лучше согласуется с нашими материалами. Было бы здорово закрасить небо ярко-синим, а дорожки оранжевым, но это не будет сочетаться с дворцом, нарисованным ручкой. Одно исключение, впрочем, существует - можно не красить дворец и деревья вообще, а упомянутыми синим и оранжевым закрасить пустые пространства. Получится очень впечатляющий обратный контраст.
Подкраска здания акварелью
Некоторое обобщение цветовой гаммы здания, произведенное в уме, дает нам трехцветное решение (не считая черных линий и теней). Определенные детали здания имеют белый цвет, которого относительно немного и поэтому его подкрашивать не нужно.
Крыша в натуре - сизо-серого цвета. Цвет этот довольно-таки насыщенный и темный. Наша крыша на рисунке не будет иметь с ним практически ничего общего, мы просто отмоем черепицу светло-серым оттенком (но не чисто серым).
Основной цвет здания - немного разбеленный оранжевый. Видно, что чернила в ручках имеют разную водостойкость, и это заметно проявилось при отмывке стен башен дворца. Мораль - запасайтесь ручками заранее, или используйте акварель перед нанесением рисунка. В такой ситуации сложно сделать стены яркими. При желании можно экспериментировать с оранжевой гуашью, но ее пришлось бы наносить плоской кисточкой мазками по форме кирпичей.
Итак, рисунок дворца занял примерно три с половиной часа. За основу взята панорамная фотография, склеенная из нескольких кадров, снятых 50-мм объективом пленочной камеры. Здание на рисунке имеет некоторые отличия от настоящего, так как на фотографии присутствовало не полностью.
Автор урока - художник Стапан Бородулин