Базовая техника рисования карандашом включает рисование линий, их смешение и стирание. Для того чтобы правильно провести линию, надо держать карандаш в правильном положении. При тщательной прорисовке деталей и выполнении штриховки на небольших участках работы карандаш держат в руке, как пишущий инструмент. А на первом этапе, когда наносят крупные штрихи, карандаш следует держать за середину, обратный конец должен находиться в ладони. Управление линией.
Для того чтобы научиться рисовать карандашом, нужно научиться проводить разные виды линий и изучить их графические особенности. Нужно делать упражнения по проведению под одинаковым углом параллельных линий одной длины. В дальнейшем упражнение можно усложнить, рисуя таким же образом серии кривых, спиралевидных или зигзагообразных линий.
Контуры объектов нужно рисовать уверенно, так, чтобы линия получалась сильной и четкой.
Штриховка
Это совокупность упорядоченно расположенных штрихов, которая применяется для затенения или отображения плоскостей и фактур. Штриховку можно создавать как взаимно перпендикулярными штрихами, так и пересекаемые диагонально, спиралевидно и т.д. Важно, чтобы штриховка образовывала участки равномерной густоты, то есть была однородной. Освоив это, можно будет переходить к нанесению штриховки различной густоты. Это очень важный навык для прорисовки участков затенения на рисунке, отображая свет и тень, меняя насыщенность тона.
Блокировка в рисунке
Блокировать – означает помещать объект в какую либо простую форму: кубическую, пирамидальную, цилиндрическую или сферическую. Никакой объект не впишется в классическую форму абсолютно точно, но достаточно и того, чтобы он вписывался, не оставляя в нем слишком много свободного места. Блокировка в рисунке означает изображение простых коробочек такого же размера, как и объект. Эти простые коробочки являются базовыми формами и их возможными комбинациями. Любой объект природы, так же как и объект созданный человеком, может быть вписан в одну из базовых форм или в комбинацию этих форм.
Процесс блокировки.
Это упражнение составленное из геометрических элементов демонстрирует последовательность процесса блокировки.
1.Размеры и углы модели, в данном случае куба, уточняют с помощью двух карандашей, которые держат в выпрямленной руке.
2.Измерения и углы переносят на рисунок.
3.Размеры элементов можно проверить с помощью карандаша.
4.Размеры модели отмечают на бумаге.
5.Предыдущие шаги повторяют столько раз, сколько необходимо, для того, чтобы получить пропорциональное группирование. Затем используя базовые формы, элементы блокируют с соблюдением их размеров.
6.Это конечный результат блокировки: он может быть потом уточнен, но на данном этапе, чтобы понять ключевые моменты блокировки, этого достаточно.
7.Рисунок можно дополнить более или менее детальным затенением. Формы на рисунке относительно блокировки останутся неизменными.
Пропорции в рисунке.
Рисунок – отображение действительности в масштабе. Он является убедительным отображением реальности. Самый эффективный метод замера модели следующий: нужно взять в выпрямленную руку карандаш и делать с его помощью необходимые измерения, фиксируя замер большим пальцем, а затем перенести эти замеры на рисунок. Расстояние от художника до объекта не должно быть очень большим, иначе изображение получится слишком мелким. А если оно будет малым, он может легко ошибиться в измерениях и пропорциях модели ибо он не сможет видеть ее целиком. Важно подобрать такое расстояние, чтобы можно было охватить взглядом весь объект, но при этом видеть все его детали. Конечно, этот способ не отличается большой точностью, тем не менее он позволяет проверить базовые параметры объекта перед выполнением рисунка.
Композиция рисунка.
Композиция тесно связана с пропорциями рисунка. Изображаемые объекты должны гармонично вписаться в формат, для этого необходимо учитывать не только их размеры, но и параметры областей отделяющих объекты от полей листа. Это означает, что на бумаге не должно быть как слишком больших свободных областей, так и краев, перегруженных штрихами, оттого что рисунок «не вмещается» в лист.
Разметка листа.
Чтобы самым простым способом составить композицию объекта, нужно разметить лист. Для начала надо найти его центр с помощью диагональных линий. Можно провести две перпендикулярные линии, чтобы разделить лист на 4 равные части, и после этого приступать к выполнению рисунка, сверяясь с проведенными линиями для корректировки относительно центра листа.
Визирная рамка.
Некоторые художники при составлении композиции рисунка используют картонную рамку. Она состоит из двух L-образных угольников из черного картона. Он помещает их перед глазами таким образом, чтобы они образовали прямоугольник, соотношение сторон которого можно изменять, и, глядя сквозь него на отображаемый объект, он определяет границы будущей композиции.