ЗАКРЕПЛЕНИЕ КРАСОЧНОГО СЛОЯ — в масляной живописи работа по восстановлению прочности красочного слоя, начавшего отделяться от грунта или основы. ЗАМЫСЕЛ — целостное представление художника об основных чертах содержания и формы художественного произведения до начала практической работы над ним.
ЗАРИСОВКА — рисунок с натуры, выполненный, как правило, вне мастерской с целью собирания материала для более значительной работы или упражнения.
ЗНАТОЧЕСТВО — направление в искусствознании, поставило главной целью совершенствование методики атрибуции произведений искусства.
ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ — пропорция, при которой одна из двух составных частей во столько раз больше другой, во сколько сама меньше целого; пропорции золотого сечения отражают фундаментальные закономерности образования и строения форм природы.
ИДЕАЛ — в пластических искусствах высший образец духовной и физической красоты, истины и добра, воплощенный в человеческом образе.
ИДЕАЛИЗАЦИЯ — метод художественного обобщения, заключающийся в обработке натуральных наблюдений путем приближения их к идеальным прообразам.
ИДЕЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ — мысль, концепция художника, выражающая его отношение к миру и человеку.
ИЕРАТИЗМ — специфика канонических выразительно-стилевых приемов искусства древнего мира и средневековья; застылостъ изображений и т. п.
ИЗОБРАЖЕНИЕ — воспроизведение средствами искусства внешнего, чувственно-конкретного облика явлений действительности; в изобразительных искусствах основа художественного образа.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО - раздел пластических искусств, выросших на основе зрительного восприятия и создающих изображения мира на плоскости и в пространстве: живопись, скульптура, графика.
ИКОНА — живописное (реже рельефное) изображение Христа, Богоматери, святых, сцен из Священного писания, являющееся предметом поклонения в христианстве.
ИКОНОГРАФИЯ — система вариантов изображения определенного персонажа, лица и события, трактовки какого-либо сюжета.
ИКОНОПИСЬ — вид станковой религиозной (главным образом православной) живописи, обладающей специфическим сюжетным составом, материальной основой, техникой, приемами и методами исполнения; главной ее функцией было создание молельных образов, воплощающих сверхчувствительные представления в чувственно воспринимаемых формах.
ИЛЛЮМИНИРОВАНИЕ — украшение рукописной книги миниатюрами.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ — разновидность искусства, в основном художественной графики, имеющая целью сопровождение и образное пояснение текста.
ИНСТАЛЛЯЦИЯ — пространственная композиция, созданная художником из различных элементов: предметов быта, промышленных изделий и др.
ИСКУССТВОЗНАНИЕ— 1) комплекс наук о всех видах художественного творчества; 2) наука о пластических искусствах.
КАЛЛИГРАФИЯ — искусство красивого и четкого письма, сообщает ему декоративную красоту и образную графическую выразительность.
КАНОН — 1) совокупность твердо установленных правил, определяющих нормы иконографии, пропорций, композиции, рисунка, колорита для данною типа произведений; 2) произведение, служащее нормативным образцом.
КАРАНДАШ — инструмент для рисования и письма; по материалу различаются графитный, свинцовый, серебряный, итальянский; сангина, пастель, уголь не имеют оболочки; чертежные, маркировочные, копировальные и т. д. имеют разное назначение.
КАРТИНА, холст, полотно — станковое произведение живописи, имеющее самостоятельное значение и предназначенное для сосредоточенного восприятия, относительно изолирующегося от окружения; законченное произведение, в котором последовательно воплощен замысел автора; состоит из основы (холст, доска, картон и др.), на которую наносят грунт и красочный слой. Европейский тип имеет раму и подрамник, дальневосточный сохраняет форму свободно висящего развернутого свитка.
КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ — художественный музей, в котором экспонируются в основном произведения живописи.
КАРТОН — вспомогательный рисунок, точно воспроизводящий задуманную композицию или ее деталь.
КИСТЬ — основной инструмент для живописи, изготовляется из волоса или шерсти.
КЛЕЕВАЯ ЖИВОПИСЬ — живопись, в которой связующим веществом служит животный или растительный клей.
КЛЕЙМО иконное — небольшая законченная композиция с самостоятельным сюжетом, являющаяся частью общего замысла иконы.
КОЛЕР — окраска, цвет.
КОЛЛАЖ — техника создания картины, при которой используются детали из плоских и объемных материалов.
КОЛОРИТ — система колоритных тонов, их сочетаний и взаимоотношений в произведении искусства, образующая эстетическое единство.
КОМПОЗИЦИЯ — построение художественного произведения, взаимное расположение его частей.
КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА — изображения, выполняемые из одинаковых мелких элементов, составляются набором на пульте компьютера.
КОНТРАПОСТ — контрастное расположение симметричных или противостоящих друг Другу частей человеческого тела.
КОНТРАСТ — противопоставление и взаимное усиление двух соотносящихся качеств, важное выразительное средство пластических искусств.
КОНТУР — линия, очерчивающая предмет или его детали, средство художественной выразительности.
КОПИЯ — точное воспроизведение художественного произведения,
КОРПУСНАЯ ЖИВОПИСЬ — письмо плотным, непрозрачным, сравнительно толстым слоем краски.
КРАКЕЛЮР — растрескивание фунта, красочного слоя или лака картины.
КРАСКИ — жидкие, тестообразные или твердые вещества и составы, обладающие хорошей окрашивающей способностью. Известны бистр, охра, сепия и др.
КРУГЛАЯ СКУЛЬПТУРА — один из двух основных видов скульптуры.
ЛАК — раствор бесцветных природных смол в высыхающих растительных маслах, скипидаре и др., на разных этапах создания произведения используемый художником.
ЛЕВКАС — грунт иконы и фрески.
ЛЕПКА — процесс создания скульптурного произведения из пластически податливого материала — глины, пластилина, воска.
ЛЕССИРОВКА — нанесение тонких слоев прозрачных и полупрозрачных красок поверх просохшего плотного слоя.
ЛИНИЯ — одно из важнейших выразительных и изобразительных средств в пластических искусствах.
ЛИНЕЙНАЯ ПЕРСПЕКТИВА - прямая, научная перспектива, изображение объемного предмета на плоскости геометрическим методом центральной проекции.
ЛИЧНОЕ ПИСЬМО — в иконописи совокупность приемов изображения и самоизображения ликов и других открытых частей тела.
ЛОКАЛЬНЫЙ ЦВЕТ — основной и неизменный, характеризующий окраску самого предмета.
МАЗОК — след кисти на поверхности красочного слоя.
МАНЕРА — совокупность индивидуальных стилистических и технических особенностей в творчестве художника.
МАРИНА — картина, на которой изображен морской пейзаж.
МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ — живописная техника, основанная на применении растительного масла в качестве связующего вещества.
МАСТЕРСКАЯ— 1) помещение для работы художника; 2) состав учеников, занимающихся у одного художника.
МАСТЕРСТВО — высокая степень художественного совершенства в создании произведений искусства.
МЕЛКАЯ ПЛАСТИКА — самый распространенный вид скульптуры, отличается малыми размерами.
МЕТОД ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ — исторически сложившаяся совокупность принципов художественно-образного мышления в искусстве.
МИНЕРАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ — техника монументально-декоративной живописи, в которой связующим веществом служит растворимое стекло.
МИНИАТЮРА — художественное произведение малых размеров, отличающееся богатством и декоративностью форм, фактуры, орнаментальностью, тонкостью технических приемов.
МНОГОСЛОЙНАЯ ЖИВОПИСЬ — техническая разновидность масляной живописи, требующая расчленения работы на ряд последовательных этапов (подмалевок, прописки, лессировка), разделенными перерывами для полного просыхания краски.
МОДЕЛИРОВКА — выявление объемно-пластических и пространственных свойств предметного мира в произведении искусства посредством светотеневых градаций (в живописи, графике) или пластической обработки трехмерных форм (в скульптуре).
МОДЕЛЬ — 1) человек, позирующий художнику; 2) скульптурный оригинал (из гипса или воска), с которого снимается форма (слепок) для перевода оригинала в твердый материал, для отливки или увеличения.
МОЗАИКА — разновидность монументальной живописи; изображения и орнамент составляются из простейших цветовых элементов - кусочков разноцветных натуральных камней и стекла (смальты), керамики, дерева и других материалов.
МОЛЬБЕРТ — деревянный или металлический станок для живописи, на котором укрепляется подрамник с холстом, картон, доска и др. на различной высоте и часто с различным наклоном.
МОНОХРОМИЯ — использование одного цвета.
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ — ряд живописи, непосредственно связанный с архитектурными сооружениями или специальными конструкциями. К ней относят фрески, мозаики, панно, витражи, сграффито и т. п.
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА — род скульптуры, первоначально имевший культовое, затем мемориальное назначение, памятники, мемориальные ансамбли, монументы, статуи, бюсты, рельефы, рассчитанные на восприятие с больших расстояний.
МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ СКУЛЬПТУРА — оформляет фасады и интерьеры зданий, композицию мостов, триумфальных арок, фонтанов, беседок и др.
МОНУМЕНТАЛЬНОСТЬ — качество произведений искусства, достигаемое высокой мерой художественного обобщения, придающей им величие, общественную значимость.
МОТИВ — элемент художественного произведения как носитель определенного характера, образа, содержания.
МУШТАБЕЛЬ — легкая длинная деревянная палочка с шариком на конце, служащая опорой для руки, держащей кисть.