Бисер в истории народов.
История бисера уходит в далекое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времен.
Стеклянные бусины непосредственные предшественники бисера украшали одежду древнеегипетских фараонов. Кочевые племена сарматов и скифов еще за несколько столетий до Рождества Христова носили одежду и обувь, отделанную бисером. Маленькие стеклянные шарики украшали ворот, края рукавов и нагрудную часть рубах, а также шаровары, пояса и головные уборы. Не обойден вниманием бисер и на Руси. Первые сведения о его использовании в декорировании одежды относятся к IX XII вв. Этим же периодом датируются и захоронения на территории Латвии, в которых были найдены матерчатые венцы, украшенные бронзовыми спиральками и бисером.
На протяжении нескольких столетий единственным центром производства бисера в Европе была Венецианская республика. До этого его изготовляли в стеклодельных мастерских Германии и Галлии. из этих мест оно перекочевало в Византию, а уже из Византии пришло в Венецию.
Центром производства венецианского стекла стал остров Мурано. Там изготовляли различного вида сосуды (в основном надувные), зеркала, бусины, пуговицы, бисер и прочее. Если на начальном этапе создания промысла в мастерских делали различные типы стеклянных изделий, то несколько позже они стали специализироваться на каком-либо одном виде продукции. Венецианское стекло, в том числе и бисер, приносили республике колоссальные доходы. Страны Восточной Африки, европейские государства, а затем и Америка такова география торговли стеклянными изделиями.
Интересно отметить, что знаменитый мореплаватель Марко Поло был сыном известного в то время бисерного мастера. Возвратившись на родину из своего долгого путешествия, Марко Поло поведал о большой популярности стеклянных украшений в заморских странах, что в свою очередь способствовало расширению производства венецианского стекла.
Значительные прибыли Венецианской республики, являвшейся монополистом в стеклоделии, вызывали зависть у жителей соседних государств, которые пытались разузнать секреты стекольного производства. Стремясь сохранить монополию в торговле стеклом, правительство республики в 1275 году издало указ, запрещавший вывоз за ее пределы сырья, необработанного стекла и даже его осколков. Сделано это было для того, чтобы конкуренты не могли определить состав стекольной массы. Жестокое наказание ждало мастеров, вывозивших секреты производства стекла за границу, их объявляли государственными изменниками, брали в заложники родственников, добиваясь возвращения беглецов, убивали. Но правительство Венецианской республики стремилось удержать стеклоделов не только силой. Им давалась исключительная привилегия дочери мастеров могли выходить замуж за патрициев. Мало того, власти закрывали глаза на разбойные нравы, царившие в Мурано. А ведь стеклоделы, помимо своей основной профессии, не брезговали и грабежами. В своих Мемуарах Д. Казанова вспоминал, что приезжие, заночевавшие в Мурано, могли поплатиться за такую неосторожность не только кошельком, но и жизнью.
Главным, наиболее тщательно скрываемым секретом стеклоделия было производство соды обязательной добавки к песку, из которого варилась стекольная масса.
До конца XVII века Венеции удавалось сохранять монополию на производство бисера и стекла. Однако вскоре у нее появились опасные конкуренты. Мастера Богемии разработали технологию получения так называемого лесного стекла , заменив соду древесной золой (поташем). По своим физическим характеристикам богемское стекло значительно отличалось от венецианского. Поташ придавал ему тугоплавкость и великолепные оптические свойства. Но из-за высокой температуры плавления работать с ним было труднее: богемское стекло, в отличие от венецианского, не поддавалось обработке в нагретом состоянии, однако его можно было подвергать огранке, усиливающей игру света в изделии. Помимо толстостенных стеклянных сосудов с глубокой огранкой, принесших славу богемским мастерам, гранились также бусины и бисер. Постепенно на мировом рынке богемский бисер потеснил венецианский.
К XVIII веку Венеция уже не могла больше препятствовать появлению новых мастерских за ее пределами. Их открывали беглые мастера из Мурано. стеклоделы, купившие секреты технологии, и никакие меры борьбы с ними. включая заказные убийства, уже не могли остановить крушение монополии. Производство венецианского бисера постепенно приходило в упадок.
Во второй половине XVIII века появились машины для вытягивания трубок из стекла, что ускорило и удешевило производство бисера. Соперничество конкурировавших между собой за рынок сбыта Венеции и Богемии способствовало появлению бисера, разнообразного по цвету, форме и размерам. Во многих городах Европы проходили ежегодные ярмарки бисера, а в Нюрнберге располагался постоянный склад продукции венецианских мастеров.
Первая попытка создать производство бисера в России относится к концу XVII века. В 1670 1680 годах в дворцовом селе Измайлово при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по его изготовлению. Но наладить массовый выпуск отечественного бисера тогда не удалось. Бисер и стеклярус продолжали ввозить из-за границы. Его закупки постоянно росли: если в 1748 году только через Санкт-Петербургский порт в страну было ввезено 472 пуда бисера, то спустя четыре года уже 2126 пудов. Однако дефицит на бисер по-прежнему оставался значительным. Поэтому М. В. Ломоносов, в совершенстве владевший техникой изготовления смальты цветного непрозрачного стекла, применяемого для мозаичных панно, решил расширить в России еще одно направление стеклоделания изготовление бисера.
По указу Сената ему была предоставлена безвозмездная ссуда в размере 4 тысяч рублей и земля, на которой планировалось разместить стекольное производство. Фабрика была организована в 1754 году в Усть-Рудицах. Первая ее продукция появилась год спустя. Ломоносов постоянно совершенствовал технологию изготовления бисера, разрабатывал новое оборудование, и к 1670 году количество выпускаемого стекляруса и бисера значительно возросло. Стекольная фабрика в Усть-Рудицах просуществовала до 1765 года, но после смерти М. В. Ломоносова производство было свернуто и фабрика закрылась. Потребность в бисере продолжала удовлетворяться за счет поставок из Богемии и Венеции.
Во второй половине XIX века, в основном на территории Подмосковья, возникло множество мелких стеклодельных мастерских, в которых изготовляли бисер. Но продукция кустарей была очень низкого качества, она не могла удовлетворить спрос на этот материал. Только в 1883 году в Одессе открылась стеклярусная фабрика Я. Б. Ронигера, где было налажено изготовление качественной, конкурентоспособной продукции. Однако вытеснить иностранных производителей бисера с российского рынка не удалось и в этот раз.
Бисер и стеклярус обычно воспринимаются как материал для женских украшений, мелких изделий бытового и декоративного назначения. Но стеклянные зерна использовали и для отделки интерьеров. Так, по свидетельству известного русского историка И. Е. Забелина, в некоторых покоях Московского Кремля стены клейстеровали мукой или клеем и по этому грунту насыпали стеклярусом... В 1689 году в комнате царицы Натальи Кирилловны стены обиты полотном и выгрунтованы мелом... и насыпаны стеклярусом по зеленой земле .
Стеклярус, модификацию бисера удлиненной цилиндрической формы, из (и брели во Франции. Он не только насыпался на клеевую поверхность, но и пришивался на ткань. Основой подобных настенных панно служил холст. На него углем наносился рисунок, по которо-му выкладывались одноцветные стеклярусные нити, набранные на прочную нитку или проволоку. Снизки стекляруса пришивались к основе рабочей нитью при помощи стежков-перехватов, располагавшихся в промежутках между несколькими бусинками стеклярусной снизки. Такой вид вышивки получил название шитья вприкреп . Расположение стеклярусных нитей подчеркивало форму элементов изображения, а контуры рисунка обводились снизками черного цвета. Эти несложные приемы придавали настенному панно большую выразительность. Черный цвет контура усиливал яркость и сочность красок, а различное расположение цилиндриков стекляруса подчеркивало игру света в изделии. Выполненные в такой технике сюжетные композиции, украшавшие, как правило, дворцовые интерьеры, получи-ли название французские обои . Этими обоями был отделан китайский кабинет дворца в Ораниенбауме, названный впоследствии стеклярусным. Интересно, что в создании композиции настенных панно принимала участие сама Екатерина II.
Для многих народов Российской империи элементы одежды, отделанные бисером, стали неотъемлемой частью национального костюма. Женская одежда севера и юга России существенно отличалась друг от друга. В северных и центральных губерниях основу костюма составляли рубаха, сарафан и кокошник сарафанный комплекс одежды, а в южных был распространен более архаичный поневный, состоящий из рубахи, поневы и сороки . Однако во всех типах народного костюма разнообразием и богатствам отделки выделя-лись женские и девичьи головные уборы. Женские уборы отличались от девичьих тем, что полностью скрывали волосы, так как, по древнему славянскому обычаю, женщина не должна была появляться на людях простоволосой.
Ярко выраженные региональные особенности женского костюма проявлялись не только в покрое, но и в способе его отделки. Кокошник и другие элементы женской крестьянской одежды северных губерний были богато украшены мелким речным жемчугом, золотным шитьем, стеклами в металлических оправах. Широкому распространению жемчужного шитья способствовала относительная доступность материала. Пресноводные моллюски жемчужницы в изобилии водились в северных реках и озере Ильмень, а более крупный жемчуг при-возили из Кафы (Феодосия). Жемчужное шитье известно на Руси еще с Х века. На протяжении нескольких столетий жемчугом отделывались церковные облачения, обувь и одежда, головные уборы и украшения. С середины XVIII века в народном костюме наряду с жем-чугом стали использовать и бисер. Технические приемы работы с бисером, применяемые в народном искусстве русского Севера и Поволжья, практически не отличались от традиционных приемов жемчужного шитья. При декорировании изделия жемчужины, как правило, укладывались либо поверх навитого ранее хлопчатобумажного шнура (шитье по шнуру), либо поверх пеньковой или хлопчатобумажной нити белого цвета (шитье по бели), тем самым поднимаясь над плоскостью ткани. Соединение в одной композиции больших и малых жемчужных зерен подчеркивало рельефность изображения.
В конце XVIII — XIX в. увлечение бисерными ремеслами в аристократических кругах было столь значительным, что стало неотъемлемой частью культуры и быта России. Чаще всего бисер использовали для вышивки, вязания крючком и спицами. Кроме того, встречаются работы, выполненные в технике низания, ткачества, тиснения по воску. В отличие от европейских стран в России изделия из бисера почти не предназначались для продажи. Рукоделие было домашним занятием. При выполнении больших работ иногда привлекались помощницы из крепостных. Именно так поступили при вышивке мельчайшим бисером трехметровой обивки дивана, которая хранится в Историческом музее в Москве. Причем наиболее сложные и ответственные участки — вышивку роскошных букетов и птиц — выполняла, по-видимому, сама хозяйка. Крепостным помощницам доверяли вышивку однотонного фона. На изготовление таких предметов уходили месяцы кропотливой работы. На продажу изделия в основном производились в монастырях, но иногда и крепостными мастерицами в небольших мастерских.
Изысканный узор и очень мелкий, ровный, разнообразный по цвету материал выдают авторов из обеспеченной среды. Они могли себе позволить приобрести дорогой бисер в нужном количестве, тончайшие английские иголки для него, заграничные трафареты с рисунками. Тогда большинство рисунков для вышивки и для других рукоделий попадали в Россию из Германии и Франции. И в городах, и в дворянских усадьбах был распространен обычай дарить родственникам, соседям и просто знакомым милые безделушки, сделанные из бисера своими руками. Кроме того, изделия предназначались для благочестивых вкладов или использовались в домашнем обиходе.
Интересовались бисерным рукоделием и мужчины. Юный Лермонтов в 1827 г. пишет своей тете Н. А. Шангирей: «Катюше в знак благодарности за подвязку посылаю (...) бисерный ящик моей работы». А. Б. Мариенгоф упоминает «...ночные туфли, вышитые бисером и купленные еще в Нижнем Новгороде у рукодела-монаха Печерского монастыря».
Чего только не делали наши предки из бисера, стекляруса и бусин! Область применения этого материала оказалась очень широкой — от основы для клубка и детской игрушки до гобеленов для стен царского дворца. Этот красивый и прочный материал использовали при изготовлении кошельков, чехлов для зонтов, обложек для записных книжек и альбомов, футляров для карт, коробочек для табака. Вышивали иконы, картины с жанровыми сценками или роскошными букетами и птицами. Бисером обвязывали трости, курительные трубки, шкатулки, вазы, подстаканники, рожки для кормления детей. Стеклярусными гобеленами украшали стены во дворцах, в том числе и в императорских. Пример тому — стеклярусный кабинет Китайского дворца в Ораниенбауме под Петербургом. Его стены отделаны стеклярусом, произведенным на фабрике Ломоносова.
Среди этого разнообразия встречаются удивительные предметы. Например, чехольчик для мела. Оденешь бисерный чехольчик на мелок — и красиво, и руки не пачкаются. Или грецкий орех, покрытый бисерным орнаментом, — основа для клубка, которую и под нитками-то не видно. Или необыкновенное сооружение — подставка для чепчика.
Очень изобретательны по части нарядных безделушек были наши прапрабабушки. Многие, читая «Мертвые души» Н. В. Гоголя, воспринимают как шутку его слова о том, что в доме Маниловых «ко дню рождения приготовляемы были сюрпризы: Перочистка, чернильница и карандаш. 1820—1840-е гг. какой-нибудь бисерный чехольчик на зубочистку». Забавная выдумка — «бисерный чехольчик на зубочистку»! Но в Эрмитаже хранится именно этот предмет, связанный крючком в 1820— 1830 гг. И не просто чехольчик, а с премиленьким орнаментом и крышечкой!
Часто бисерные безделушки предназначались мужчинам. Л. Н. Толстой в «Чудаках» пишет: «Алексей Алексеевич, довольный миром, сидел дома в вышитых бисером туфлях и курил трубки». Да и чубук трубки тоже мог быть украшен бисером. У М. Ю. Лермонтова в «Тамбовской казначейше» читаем:
К окну поспешно он садится,
Надев персидский архалук;
В устах его едва дымится
Узорный бисерный чубук.
В Эрмитаже хранится трубка М. И. Кутузова с разборным бисерным чубуком, все части которого выполнены дочерьми фельдмаршала. В орнамент вышивки они включили свои имена.
Случалось, в бисерных изделиях красовались и четвероногие друзья, Л. Н. Толстой в повести «Детство» писал: «...в бисерном ошейнике, побрякивая железкой, весело вбежала Милка».
«Золотой век» русского бисера.
В начале XIX в. «бисерная лихорадка» из модных столиц распространилась по провинциальным городам и сельским усадьбам. В конце XIX в., когда появился недорогой бисер, это рукоделие прижилось и в крестьянских домах.
Изделия, выполненные светскими дамами, поистине великолепны. Но не меньшее впечатление производят бусы и подвески, ожерелья и воротники крестьянок. Их произведения сделаны из крупного, тусклого бисера и далеко не так изящны. Но сколько фантазии и творческой смекалки проявляли мастерицы, создавая свои изделия из подручного материала, соединяя, казалось бы, несовместимое. В ход шло все, что было под рукой: от жемчуга и экзотических раковин каури до пуговиц, цветных ниток и кусочков ткани.
Бисерные кошельки. 1820-1830-е гг.
Сейчас трудно представить, как среди многочисленных забот крестьянки умудрялись находить время и силы для того, чтобы украсить себя и свой быт. Ведь хозяйство было почти натуральным: печь затопи, воды принеси, скотину накорми, за детьми присмотри, хлеб испеки, масло сбей, пиво свари, некрашеный пол помой, да еще огород... И, прежде чем одежду сшить, надо лен вырастить или шерсть настричь, обработать, нить спрясть, ткань соткать... И несмотря на это, темными зимними вечерами при тусклом свете лучины, а позднее керосино- вой лампы творили крестьянки чудеса: вышивали полотенца, плели кружева, вязали из бисера бусы-змейки, низали ожерелья. И делали еще многое такое, что, увидев сегодня в экспозиции русского национального костюма, не знаешь, как назвать и к чему приложить.
Большая удача — возможность подержать и рассмотреть старинные изделия из бисера. В некоторых семьях хранятся такие реликвии. Можно взять в руки и предметы, выставленные на продажу в антикварных магазинах. Разглядывая узор, технику исполнения, чувствуешь руку мастерицы. Видно, из какого она сословия, каков был ее достаток, уровень мастерства. Бывают заметны возникшие в работе трудности и интересные решения по их преодолению. Как ни странно, огрехи в работе не портят общего впечатления. Они подчеркивают рукотворность изделия, неповторимость. Это работа для души, на радость себе и близким. Иногда рисунок дополнен символами, гербами или текстом с добрыми пожеланиями будущему владельцу вещицы. Часто вещи бывают потерты, изношены — значит, ими пользовались.
Старинные работы так красивы и так не похожи на то, что окружает нас сегодня! Они служат неиссякаемым источником новых идей и вдохновения. Заимствование отдельных приемов, техники исполнения, элементов орнамента придает современным вещам необычный колорит. Опыт прошлого успешно ужи
вается с последними достижениями науки. Сегодня созданы специальные программные средства, которые позволяют моделировать изделия, учитывая все особенности формы и цвета.
По материалам книги "Бисер" М. Ляукина